главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2014


  Живой дух шаманизма

Виталий Александрович Балтаев, шаман, член иркутской религиозной организации шаманов: “Чтобы закрепиться на данной территории, правительство царской России вело в Сибири колониальную политику и христианизацию. С одной стороны, это было правильно, потому что объединило народности в одно государство. Но, с другой стороны, христианство вытравливало традиционные религии местного населения. Очень подорвала значимость шамана Столыпинская аграрная реформа. В свое время шаман исполнял роль и лекаря, и предсказателя, и “комиссара” — был важнейшим лицом в родовой общине. Советское время добавило к этому свою огромную лепту. Сейчас традиции возрождаются, а к нам стало обращаться даже больше русских, наверное, из-за того, что в Иркутске их численность больше. Чаще приходят с проблемами в семье, на работе, со здоровьем, с бесплодием и зависимостями, когда отвернулась удача или “закрыта дорога”.

Виталий Александрович Балтаев, шаман, член иркутской религиозной организации шаманов

Шаман из советской семьи
В первый раз я увидела Виталия Александровича на лекции о шаманских костюмах в библиотеке имени Молчанова-Сибирского в Иркутске. После речи специалиста-теоретика из Москвы его рассказ показался особенно живым и интересным, ведь он знает о шаманизме не понаслышке, а изнутри. Поэтому возникло желание встретиться с ним еще раз и расспросить об этой религии коренных народов Сибири.

– Виталий Александрович, вы довольно молодо выглядите, но при этом имеете уже четыре посвящения и производите впечатление знающего и опытного шамана.

– Сейчас мне 42 год. Или 43 — если считать по бурятским законам, — начинает знакомство собеседник. И интригует уже с первых слов: — У бурят и монголов в дореволюционное время принято было считать возраст ребенка не от рождения, а с момента зачатия, когда душа нового человека поселяется в чрево матери. Имя ребенку давали только по прошествии месяца от рождения, это было связано с большой младенческой смертностью и низким уровнем развития медицины в стране. Получается, что происходило это ближе к году (от момента зачатия) и иногда это были имена, означающие простые житейские вещи — стол, стул, камень, чтобы злые духи не забрали ребенка.

– Но вас зовут Виталий — типичное русское имя.

– Я родился в обычной советской семье. Сам из Бохана, из Шаралдаевского рода. И в нашей семье традиции шаманизма поддерживались настолько, насколько позволяло советское время — на бытовом уровне.

Пока Виталий не стал шаманом, ему трижды говорили о его пути: сначала в детстве — матери, потом в школьном возрасте и в студенчестве. И каждый раз он не верил словам: “Какой шаман? Я воспитан в Советском Союзе!” Но чему быть, того не миновать…

Шаманская болезнь
Зачастую шаманами становятся по наследству — перенимая дар от бабушки или дедушки… В семье нашего собеседника тоже были шаманы. Однако сам он рос обычным мальчиком. До тех пор, пока ему не пришлось пережить шаманскую болезнь — жизненные передряги, неприятности и физические недуги, которые говорят о том, что нужно менять образ жизни и свой путь.

– Я могу честно сказать, что прошел через серьезные испытания, — вспоминает Виталий. — В 27 лет я был уже достаточно успешным в карьере — работал методистом и завучем, был директором Боханской ДЮСШ. А потом карьера тренера не сложилась, начались испытания и проблемы в семье и на работе.

Виталий говорит, что алкоголь — лишь иллюзорная возможность уйти от трудностей. На самом деле он помогает “отдохнуть от проблем” только на начальных этапах. Потом же, когда появляется зависимость, ситуация усугубляется, а жизнь стремительно катится под откос.

– И чем ближе к моему посвящению, тем сложнее становилось, — вспоминает Виталий Александрович. — Последней каплей стало носовое кровотечение, которое продолжалось сутки, даже сильные инъекции медицины катастроф не помогали его остановить. Кровь перестала течь, будто закрыли кран с водой, только во время камлания шамана. Тогда мне в очередной раз сказали о моем пути, но я в очередной раз не поверил и отказался. Не прошло и десяти минут, как кровь забила снова с прежней силой.

Игнорировать такой знак было глупо. Говорят, духи (онгоны) выбирают, кому стать шаманом, когда ребенок еще в утробе. Шаманские болезни — это испытания, и если ты устоял — ты уже силен, и тебе можно доверять. Шаман — посредник между людьми и духами.

О темных и светлых шаманах
– Я слышала, что люди делят шаманов на темных и светлых. А по какому признаку?

– Шаманов принято делить на черных и белых — это способ призывания и поклонения нашим богам и духам. Белые призывают светлое божественное начало, основу жизни, работают на созидательных энергиях — лечат и открывают путь. Черные могут видеть духов и общаться с ними, исправлять энергии, изгонять бесов и чертей через камлание, открывать дорогу. И любой шаман умеет работать и с отрицательной (разрушительной), и с положительной энергией. Отрицательная, или разрушительная, энергия — это привороты и проклятья. Сделать это, кажется, легко, но всегда нужно думать о последствиях, которые возвращаются к тому, кто сделал, в многократном размере. Однако это деление условное и зависит от шамана, насколько он сам себе позволяет переходить эту грань. Я не позволяю себе заниматься темными вещами. Если я говорю человеку плохо — ему становится плохо. Но потом это возвращается и ко мне. Но, скажем, по нашим дорогам невозможно ехать спокойно, не ругаясь. Часто приходится сдерживать себя, иначе последствия обернутся против меня.

Сейчас у Виталия три черных посвящения на бубне и одно белое — на колокольчиках. И каждое посвящение дает новое качество, наделяет новыми способностями, повышает уровень и прибавляет силы.

Ответственность шамана
В иркутской религиозной организации шаманов “Байкал” нет добровольцев, все попали сюда через шаманскую болезнь. Зато в последнее время все чаще обращаются молодые люди, которые тоже хотят получить посвящение. Опытные шаманы стремятся их отговорить, предупреждая об огромной ответственности, которую приходится брать на себя, вмешиваясь в жизнь других людей.

– Человек не воспринимает серьезно то, чего не знает. Поэтому самый легкий прыжок с парашютом — первый, когда не знаешь, что ждет тебя впереди. А вот следующие — уже серьезные и страшные, — говорит Виталий Александрович. — Если бы это прошло мимо нас, каждому было бы проще жить. Сейчас я воспринимаю это как должное: так же, как то, что я мужчина, что я бурят… А первый вопрос, который я задавал, когда мне пришла пора становиться шаманом: “Почему я? Почему не брат или сестра?” Ты перестаешь себе принадлежать. И одновременно с этим ты берешь на себя ответственность за то, что вмешиваешься в жизнь другого человека.

– Неужели нельзя прийти в шаманизм каким-нибудь безболезненным способом? Не через боль и страдание?

– Может быть и такое. Онгоны указывают на ребенка, и родители с детства воспитывают его в духе шаманизма. Бывает это, и когда человек находит “небесный камень” — упавший метеорит. Это большой знак. Или выжил после удара молнии или другого серьезного испытания. Яркий пример — шестипалые, как известный шаман Валентин Хагдаев.

Но в первую очередь шаманизм — это кровь, то есть наследственность. У Виталия это есть и по отцовской, и по материнской линии. Это подтвердила и бабушка Виталия, перед которой он камлал и заводил онгона — духа рода. Она вспомнила, что ее бабушка тоже камлала еще в годы войны. Но жизнь стерла эти яркие воспоминания за долгие годы.

Советы от целителя
Читайте сказки, слушайте поговорки и пословицы — в них написана вся правда жизни. Русским людям ближе сказки русские народные, бурятам — бурятские, евреям — еврейские… В них заключена вся мудрость народа, который прожил тысячелетия до нас.

Будьте внимательны к собственным словам. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Оно может больно ранить человека, а в завершение эта негативная энергия по закону Вселенной вернется к вам же. Соблюдайте все заповеди, которые есть во всех религиях и мудрости наших предков.

 

Вернуться назад

Татьяна Ермакова
«Байкальский целитель»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024