главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм

 


  Сибирский шаманизм. Похищение (потеря) души

Похищение души в сибирском шаманизме одна из самых спорных концепций с точки зрения современного образованного человека. Если же говорить о христианах, то они увидят в этом нечто дьявольское. Как кто-то, а тем более что-то может похитить душу?

Образованному человеку вообще претят разговоры о нетленной душе. Его вообще редко беспокоят подобного рода вопросы. Христианский же образ мира рассматривает душу как своеобразное поле битвы между божественным замыслом и кознями дьявола. Похищение души или ее потеря – это нечто вообще трудновообразимое и, по всей видимости, самое ужасное, что может произойти с человеком. Сходное представление о душе присуще и мусульманам. Поэтому, встречаясь с шаманской традицией, и слыша разговоры о похищении души (или ее потере) они склонны видеть в этом искус от дьявола. Возврат души, реализуемый шаманом – тоже искус. А если вспомнить еще и о «многобожии» то, получаем в христианской модели мира формирование резко отрицательного отношения к шаманизму.

В буддизме отношение к шаманизму скорее настороженное. Они видят в нем путь отягощения кармы, так как избавление от страстей не является целью шаманизма. Похищение души воспринимается ими скорее как данность, как одна из многочисленных иллюзий в которой плутает непросветленный ум.

Попробуем разобраться в сути этого явления. Для этого представим себе некоторую гипотетическую ситуацию, иллюстрирующую похищение (потерю) души. Обычно шаманы говорят, что душа человека похищена, или потеряна, когда с человеком произошло некоторое внутреннее изменение, которое способно стать причиной его гибели, болезни, бед и пр. Вот живет такой человек, работает где-то в офисе (или на ферме) и неплохо в общем-то живет: семья, дети, друзья, дом и т.д. Далее в некий момент происходит это внутренне изменение и близкие видят это изменение. Он ведет себя не так, как обычно. Близкие беспокоятся за него, отводят к шаману, а он им говорит, что человек потерял душу и ее нужно возвращать. Шаман с ним беседует, гадает, совершает странные действия и выносит вердикт о том, где человек потерял ее или кто ее похитил.

Немного остановимся ходе повествования и внимательнее взглянем на ситуацию. Что говорит нам о внутреннем изменении? Необычность поведения. То есть человек ведет себя не как всегда. Что сигнализирует об этом? Это беспокойный сон, сонливость, невнимательность, беспокойство или апатичность и пр. Можно перечислять до бесконечности. Проблема видится в несрабатывании привычных механизмов управления этим человеком со стороны его окружения и его внутренних механизмов самоуправления. Обычно источником такого изменения становится сильное переживание. Человек постоянно цепляется своим умом за это переживание, ситуацию. Само собой разумеется, что если внимание направить на что-то одно, то другое ускользает от него. И если оно увязает в прошлом или будущем, то настоящее выпадает. Если мы спросим давно ли он ведет себя странно, то можем получить информацию об источнике этого переживания: смерть родственника или друга, яркие переживания на отдыхе в горах, расставание с любимым, случайная встреча, испуг, гнев, радость и т.д. Словом все то, о чем можно прочитать в книгах по психологии типа «Помоги себе сам».

Шаманизм дополняет эту картину еще одним аспектом. Шаманы говорят о внутренней силе «утха», что и переводят как душа. Но это не совсем так. Это, по сути, жизненная энергия человека. Внимание – своеобразный канал этой энергии. Человек формирует его своими воспоминаниями. И если мы чему-то уделяем внимание, значит, и делимся частью своей энергии с этим. Так, когда часто вспоминаем прекрасное место, где мы отдыхали, или место, где кто-то погиб, то вместе с нашей энергией там живет наша часть, часть нашей души. Получается, что мы вкладываем свою энергию в некое место, где она и храниться без присмотра. Далее шаманы говорят, что помимо людей в этом мире обитают духи (в буддизме – голодные духи), которые питаются такой энергией. Они потихоньку поедают ее и, если этот канал достаточно хорош, способны опустошить энергию человека, подобно тому, как мы пьем коктейль с помощью соломинки. Тогда человек способен заболеть, или умереть.

Этот случай можно назвать потерей души с последующим ее похищением. Похищение души в чистом виде мы видим когда присутствует изначальное намерение это сделать. Тогда внимание человека цепляют осознанно, теми же яркими переживаниями. Обычно этим занимались шаманы, желающие власти над людьми. По-другому их называли черные шаманы.

Таким образом, вопрос профилактики потери души – вопрос внимания. Т.е. обращать больше внимания настоящему, а не прошлому или будущему, хотя без этого тоже нельзя. Именно об этом говорит любая религия, но другими словами.

В нашем изложении, важно обратить на еще один немаловажный аспект: похищение души – обоюдоострый меч. Что мы имеем в ситуации с похищением души? Два, условно говоря, сосуда с энергиями соединенных неким каналом. Причем намерение одного из них перекачать энергию из другого сосуда в свой. В данной ситуации возможен и обратный процесс. Т.е. когда жертва становится хищником, а хищник - жертвой. Здесь важна опять же внутренняя сила. Если это происходит с духом, т.е. человек «выпивает» духа, то получаем «духа-хранителя», «союзника». Если человеку удается «выпить» черного шамана, то последний умирает. Но опять же это дело шаманов и их пути (сразу отмечу, что не всех). Для обычного человека достаточно прервать канал и восстанавливать свои ресурсы привычными способами: сон, еда, работа.

Так, в практике шаманизма для прерывания канала используются различные ритуалы, а то и просто крепкий мат (выбор зависит от внутренней склонности шамана и ожиданий обратившегося), словом все то, что способно отвлечь его внимание от яркого опыта, который мешает ему сосредоточиться на решении актуальных проблем.
 

Вернуться назад

Алексей Брянский, Иркутск
Информационный центр "БАБР.RU"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024